Правительство Российской Федерации утвердило несколько новых законопроектов, направленных на обеспечение безопасных условий труда и минимизацию риска для здоровья при исполнении трудовых обязанностей.
Правительство Российской Федерации утвердило несколько новых законопроектов, направленных на обеспечение безопасных условий труда и минимизацию риска для здоровья при исполнении трудовых обязанностей.
Статья посвящена изменениям по охране труда в 2020 году. Расскажем, в чем они заключаются.
Изменения порядка проведения медосмотров
Минздрав издал Приказ № 302н, определяющий порядок организации профессиональных медосмотров для сотрудников с опасными и тяжелыми условиями труда. Грядущими изменениями планируется:
· отмена паспортов здоровья;
· в медкнижку не обязательно вносить отметку о прохождении обследования;
· медзаключение напрямую передается работодателю без согласия сотрудника (в документе будут отображаться только те сведения, которые непосредственно определяют работоспособность и не относятся к врачебной тайне);
· возможность организовать обязательный медосмотр после длительного перерыва в работе.
Остальные нововведения
Кроме того, изменения по охране труда в 2020 году будут касаться следующих аспектов:
· работодатель обязан вести реестр нормативно-правовых документов на корпоративном сайте или в электронной базе документов, чтобы каждый сотрудник имел доступ к НПА;
· допускается подача заявлений от работников в электронной форме;
· полный переход на электронные трудовые книжки (бумажные носители будут действовать до 31 декабря 2020 года);
· при поступлении на работу соискатели должны предоставить уведомление из ПФР вместо СНИЛС;
· изменения в систему штрафов за нарушение режима отдыха для водителей
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Должность специалиста по охране труда начнут вводить при численности работников более 100 человек. Если на предприятии меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:
- руководитель организации или предприниматель;
- уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;
- предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.
Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованным предприятием, которое включили в спецреестр Минтруда.
На должность специалиста по охране труда начнут принимать работников, которые соответствуют профстандарту. Чтобы подтвердить квалификацию, специалистов по охране труда направят на независимую оценку квалификации.
Внимание: предполагается, что направлять специалистов на независимую оценку квалификации начнут с 1 января 2021 года.
НОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Работодателю разрешат вести документооборот по охране труда в электронном виде, а также дистанционно следить за производством работ, в том числе с помощью видеооборудования. Если работодатель примет решение вести дистанционный контроль за работами, об этом нужно уведомить работников.
Новые обязанности работодателя
· 1. Проводить оценку эффективности СУОТ.
· 2. Выявлять опасности и профриски, проводить их регулярный анализ и оценку.
· 3. Выполнять представления профсоюзов о нарушениях трудового законодательства. Для этого работодателю нужно устранить нарушение, о котором сообщил профсоюз, и проинформировать его об этом.
Внимание: обязанность выполнять представление профсоюза Минэкономразвития посчитал нецелесообразной и предложил исключить из проекта
· 4. Вести реестр НПА с требованиями охраны труда с учетом специфики деятельности работодателя. Работникам нужно предоставить доступ к актуальным редакциям НПА из реестра.
· 5. Приостановить деятельность подразделений и эксплуатацию оборудования, если возникла угроза жизни и здоровью работников. Возобновить деятельность и эксплуатацию можно будет после устранения угроз.
· 6. Сообщать подрядчикам, которые ведут работы на территории работодателя, о рисках повреждения здоровья работникам подрядчиков. Затем работодателю нужно будет разработать мероприятия, чтобы исключить такой риск, и принять участие в реализации мероприятий.
· 7. Направить работника на профессиональное обучение за свой счет, если работодатель нарушил требования охраны труда и рабочее место работника по этой причине ликвидировали.
· 8. Проводить внутренний контроль соблюдения требований охраны труда по методике Минтруда.
· 9. Сообщать ГИТ о мерах, которые принял работодатель по предостережению ГИТ.
· 10. Отстранять сотрудников от работы, если они не применяют обязательные СИЗ. На весь срок отстранения работнику зарплату платить не надо.
· 11. Выполнять комплекс профилактических мероприятий, которые утвердит Минтруд.
· 12. Проводить мероприятия по подготовке к ликвидации опасностей и минимизации их последствий.
· 13. Применять средства коллективной защиты работников.
Более строгие требования к опасному производству
Предприятия из категории опасных производств — лидеры статистики по профзаболеваниям и травматизму. Правительство планирует в 2020 году изменения в промышленной безопасности, направленные на снижение этих показателей. В том числе, обязать работодателей с I и II категориями установить системы удаленного контроля соблюдения норм промышленной безопасности. Для представителей остальных категорий это будет рекомендованной мерой.
Пока эта инициатива находится в стадии законопроекта. Ожидаемое время реализации — начало 2020 года.
Также в планах есть полная ликвидация рабочих мест с опасными условиями труда. Если спецоценка присвоим условиям труда 4 класс, деятельность работодателя могут приостановить, пока не будут предприняты меры по снижению опасности. В их числе:
- Разработка плана устранения причин опасности.
- Внеочередная оценка профрисков или СОУТ.
Напомним, актуальное законодательство разрешает работу на местах с классом 4 при условии, что работодатель обеспечивает работникам компенсацию.
НОВЫЙ ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Повреждения здоровья работников разделят:
· на несчастные случаи;
· профессиональные заболевания;
· микротравмы.
Работодатель обязан вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые привели к микротравмам.
ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
По проекту изменений раздела X Трудового кодекса:
· облегчат увольнение работников, которые грубо нарушили охрану труда, – факт нарушения сможет установить не только комиссия по охране труда или уполномоченный по охране труда, но и иные представители работодателя;
· запретят штрафовать работодателя, если он не причинил вред работникам;
· введут единые типовые нормы СИЗ;
· запретят беременным и кормящим женщинам работать во вредных условиях труда.
Внимание: прежними типовыми нормами СИЗ разрешат пользоваться до 31 декабря 2023 года
Изменения в процедуре СОУТ с 2020 года
Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
С 01.01.2020г. изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов.
С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.