Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Актуальные вопросы по получению квалифицированной электронной подписи

                  Актуальные вопросы по получению квалифицированной электронной подписи

          Межрайонная ИФНС России №5 по Ивановской области напоминает, что с 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КЭП) для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

      Отвечаем на наиболее актуальные вопросы по получению квалифицированной электронной подписи:

1. Будет ли действовать КЭП, выданная ФНС, для работы в ЕГАИС, ПФР, ФСС, клиент банк и других площадках?

     Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011№ 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ)).

     По требованиям регулятора в области применения электронной подписи - Минцифры России, всем операторам информационных систем необходимо доработать свои информационные системы в соответствии с нормами Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

   Для получения информации о возможности использования квалифицированной электронной подписи, полученной в Удостоверяющем центре ФНС России, следует обращаться в службы поддержки операторов информационных систем.

2. Можно ли одновременно использовать КЭП, полученную в ФНС и у операторов электронного документооборота?

Получение КЭП в Удостоверяющем центре ФНС России не прекращает действие других КЭП, полученных в аккредитованных удостоверяющих центрах.

3. Надо ли устанавливать КриптоПро для использования КЭП, полученной в ФНС? Если да, то где его приобрести?

Для использования КЭП, полученной в Удостоверяющем центре ФНС России, необходим криптопровайдер КриптоПро CSP. Скачать КриптоПро CSP с ознакомительной полнофункциональной 90-дневной лицензией можно с официального сайта разработчика www.cryptopro.ru Приобрести лицензию КриптоПРО CSP можно у дилеров и дистрибьюторов ООО «Крипто-Про».

4. Операторы электронного документооборота уверяют, что их КЭП будут действовать до окончания ее срока действия, а не до 1 января 2022 года, правда ли это?

Регулятором в области применения электронной подписи является Минцифры России. Смотрите информационно-разъяснительное письмо Минцифры России от 10.08.2021 N ОП-П15-085-33604. Возможность применения КЭП зависит от того, когда коммерческий удостоверяющий центр получил аккредитацию, и когда была выпущена КЭП.

Когда УЦ получил аккредитацию

Когда выпущена КЭП

Особенности применения КЭП

В 2021 году

После переаккредитации

КЭП можно применять и после 1 января 2022 года, если ее срок не истек

В период с 1 июля до переоформления аккредитации

Подпись недействительна

До 1 июля

Если УЦ переоформил аккредитацию в 2021 году, то подпись можно применять и после 1 января 2022 года, если ее срок не истек

В прошлом году или раньше

До 1 июля

Подпись действительна максимум до конца 2021 года

Информация об аккредитации удостоверяющих центров размещена на официальном сайте Минцифры России в сети Интернет.

5. Как поступать с 1 января 2022 года, если ЕГАИС установлен в каждом магазине, а КЭП выдается на руководителя одна?

Возможность использования КЭП оценивает ее владелец. Руководитель ЮЛ может делегировать полномочия доверенностью на сотрудников организации, имеющих электронную подпись физического лица, выпущенную аккредитованным удостоверяющим центром.

С 01 января 2022 вступает в силу пункт 14 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ, в соответствии с которым электронная подпись юридического лица выдается исключительно на имя уполномоченного представителя ЮЛ/ИП, а сотрудники ЮЛ/ИП должны в своей деятельности применять электронную подпись физического лица.

Для подтверждения полномочий сотрудника ЮЛ/ИП на выполнение действий от имени ЮЛ/ИП, необходимо представлять машиночитаемую доверенность на его имя, подписанную электронной подписью уполномоченного представителя ЮЛ/ИП.

Машиночитаемая доверенность (МЧД) – доверенность, созданная в электронной форме и подписанная электронной подписью представителя ЮЛ/ИП, имеющего право на выполнение действий от такого ЮЛ/ИП без доверенности (уполномоченный представитель ЮЛ/ИП).

Формат такой машиночитаемой доверенности публикуется на официальных сайтах информационных систем, в которых предполагается применение указанных машиночитаемых доверенностей.

Для получения разъяснений, следует обращаться в службы поддержки операторов информационных систем.

6. Почему нельзя получить КЭП на индивидуального предпринимателя по нотариальной доверенности?

Получить КЭП ИП в Удостоверяющем центре ФНС России может лично индивидуальный предприниматель. Получение КЭП по доверенности законодательством не предусмотрено.

7. Возможна ли запись на один ключевой носитель нескольких закрытых ключей и сертификатов КЭП, если заявитель является руководителем нескольких юридических лиц?

Запись на один ключевой носитель нескольких закрытых ключей и сертификатов КЭП в случае, если их владельцем является одно лицо, возможна. Количество записанных закрытых ключей и сертификатов КЭП ограничено объемом памяти ключевого носителя.

8. Согласно Приказа ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-24/717@ ПАО «Сбербанк России» является доверенным лицом Удостоверяющего центра ФНС России. Можно ли обратиться за получением квалифицированной электронной подписи в любой офис Сбербанка России или имеется список адресов для получения КЭП?

Информацию о местонахождении офисов доверенного лица Удостоверяющего центра ФНС России, в которых возможно получить КЭП от имени Удостоверяющего центра ФНС России, можно получить непосредственно у доверенного лица Удостоверяющего центра ФНС России.

9. Где можно приобрести ключевой носитель для записи КЭП?

Информация о местах приобретения носителей ключевой информации размещена на официальных сайтах производителей и специализированных онлайн-магазинов средств электронной и сетевой безопасности, а также на сайтах операторов электронного документооборота.

    

       Получить КЭП можно в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ивановской области по адресу: г.Кинешма ул. им. Ленина, д. 40, каб. 55. Справочная информация: сайт ФНС России www.nalog.gov.ru, бесплатный номер 8 800-222-22-22 Единого контакт-центра налоговой службы.